воскресенье, 8 января 2012 г.

Моё любимое место на Земле

Я его увидела издалека и сразу влюбилась.
Прямо дух захватило, когда замираешь на вдохе с полными легкими воздуха и - всё, заклинивает. Вышла из-за здания школы, ничего особенного увидеть не думала, а мне открылась такая панорама, словно я лечу на дельтаплане. Долго смотрела на него. Мне тогда было 12 лет, я только приехала с Севера, из-за полярного круга, и, как тот Царь в сказке, была уверена, что уж в своем-то родном городе я знаю все. Но как-то так вышло, что я ни разу за все прежние годы не видела его, хотя миллион раз мимо проезжали мы с родителями по Ангарскому перевалу. А тут он предстал передо мной самым эффектным образом. Подружка обронила равнодушно: это - Чатырдаг.

А для меня это было волшебство.

Сидела в траве на склоне нашей горы, глядела, и думала: как там на верху? Что там? Достичь его казалось совершенно невозможным. Несколько раз он мне виделся во сне - ужасно недоступным, ужасно высоченным, а его двойная вершина, похожая на палатку, оказывалась во сне гладкой, покатой, и удержаться на гребне не было никакой возможности. Так я и мечтала о нем, и видела его в снах. А потом, уже в 21-м веке, думаю, ну хватит.  Пойду и залезу, и сказочке конец!



Я вовсе не турист, никаким боком. Хотя я могу хоть сутки без остановке идти по прямой дороге, в гору было идти непривычно. Тем более, что выбрали мы самый нелегкий маршрут из всех, и самый быстрый. Конечно, я, как никакойнетурист, отправилась в горы в самой удобной обуви - на каблуке-платформе. Это была единственная пара, которая не натирала мозолей даже при сверхдолгой хотьбе. И мы пошли. Был август 2001 года.

Благодаря каблукам, мне было очень удобно идти вверх. И я первая вбежала на верхнее плато. До вершины Ангар-Бурун было совсем близко. Что мы увидели там - ни в каких снах не снилось. Шатер Чатырдага не был покатым с острым гребнем, как может показаться издалека. Он скорее был похож на пилотку, или сложенные лодочкой добрые ладони. И весь был выстлан рыжей мягчайшей травой. На которую мы тут же и упали с непривычки после крутого подъема.



С нами был чудный пес Дарвин - такса, раскормленная бабушкой до состояния беременной сосиски.

Здесь была другая флора, ни на что не похожая. Стлался можжевельник, очень колючий и жадный на свои синие ягоды. Цвели цветы, одновременно напоминавшие июль в тундре и июнь в Подмосковье. По рыжей мягчайшей траве хотелось катиться до самого Эклизи - второй вершины - мыса Церковный. Туда мы потопали наутро, после ночевки в палатке.

Как опытные туристы, мы спали вчетвером в двухместной палатке, где было тесновато и душновато и без Дарвина, которого с нерпривычки от альпинистских подвигов пробрал метеоризм. Мало того, он здорово ароматизировал тесное пространство запахом потной собаки, впервые слезшей с дивана и сделавшей кросс.
От одной вершины до другой - несколько километров и тысяча вариантов, по какой из троп туда идти, от этого и зависит, 3 км или 5))
Подъем к Эклизи - тоже приятно затяжной. С каждым шагом открывается новый краевид, вот только масштаб тут довольно обманчив - если нет на тропе человека, непонятно, далеко она или близко, большой камень или просто громадный, и сколько до объекта N - час или день пути)).



Нигде в мире мне так не нравится, как здесь. Я бы тут жила!)





В общем, это были два дня счастья. Вот только спускаться по тросам на каблуках было не с руки. Я карабкалась вниз 4 часа без малого и наутро ходила коленками назад. Я знала, что рядом есть простой и легкий подъем и мечтала пойти в следующий раз этой неэкстримальной дорогой.

Но как-то так получилось, что после этого чудесного чайникопохода я на Чердаке не была лет десять. Каждое лето обещала себе по сто раз, что пойдем, и продолжала заниматься совсем другими делами.

Пока однажды...
в прошлом году...
Снайпер не пригласил нас с Юрием Дмитриевичем на свой день рожденья на Чатырдаг. Наверх.
А день рожденья у него 6  ЯНВАРЯ!!! Когда холодно!!! И хочется лежать под пледом и потягивать глинтвейнчик.

- Будет тебе глинтвейнчик! - пообещал Снайпер. И мы пошли. С собой взяли Сашу.

Поднимались на Ангар-Бурун по тросам - как и летом в 2001-м, но по льду было труднее. Впрочем, я об этом узнала только со слов Юрия Дмитриевича: мы с Сашей остались на Буковой поляне, где катались на льду крошечного озерца, носили воду из родника и разводили первый в своей жизни костер. В общем, я очень ОЧЕНЬ пожалела, что не пошла наверх, хоть бы и вместе с Сашей. Особенно, когда увидела фотки!

Там, наверху, был снег! И лед! И ветер! И 20-градусный мороз!!! Как нам внизу этого не хватает!!!)


Лучи солнца получились на фото правильным крестом: Рождество?



Вам не показалось, он действительно босой.


А потом над Буковой поляной, над родником и Старой грушей взошла рождественская звезда и все стали пировать в темноте.

Но даже глинтвейнчик меня не утешил. Я не была наерху!

И вот прошел год.
Звонит Снайпер и зовет на день рожденья. На том же месте в тот же час! Ну и что, что по прогнозу дождь!!! Ну и что, что холодно! Ну и что, что нет походных ботинок. Ну и что, что Саша идет с нами. Мы пойдем с ним вместе, даже если будет град и снег и ветер - на самый верх!!!

Ну, и пошли.
Конечно, мы маленько тормозили Снайперскую группу гостей, которые к походам привычные и на ногу легкие.

Конечно, в ботинках хлюпала вода.

Конечно, толстожопые офисные работники идут в гору с легкой одышкой.

Но это все полная ерунда.

Главное, надо встать и ходить. А не лежать и нудить. Не ждать, что волшебные силы отнесут тебя в твое любимое место на Земле. А просто вставать и идти туда, приходить почаще. Зимой. Летом. Осенью. Весной. В свой день рождения. Просто так. С детьми. Одному. Не ждать.
Потому что не успеешь пару раз моргнуть, а тебе уже не 26, а 34, и сердечко, привыкшее к офисному жопоотсиживанию, выделывает неприятные крендельки, а еще через пару мгновений тебе 53, 67, 78, 99, тебя просто больше нет.

Никакого дождика не было - ни на перевале, ни на плато. Разомлительное тепло, свежий снежный воздух сверху. Это в Симферополе к ночи лило вовсю. Но нас это никак не коснулось.

Поднявшись на верхнее плато, мы встретили Игоря Похвалина, онколога и путешественника, замечательного дядьку, покорившего все самые высокие вершины всех континентов. Он переодевался в сухое.
Погода между тем была все такая же теплая. До снега мы никак не могли дойти, хотя снизу видели на вершинах снег. Шли в мастерках, и только Саша надел свой малахай, оставшийся еще с Севера.

Наконец, стал появляться снежок, ледок и сугробишки)))

Снежок, выпавший еще на новый год, держался на самой вершине, да на близком Бабугане.



На Чатырдаге цветут ледяные астры и георгины.


Эта миниатюрная Долина Привидений - неподалеку от Железной Юрты.

А вон - в середине склона Южной демерджи - настоящая Долина Привидений.

Крымский полярник и Снайпер устанавливают палатку особонадежной модификации, из железа) При помощи целлофана Юрта стара утепеленной и мы смогли в ней в тепле и уюте пить шампунь!

Кто наплел здесь эту железную паутину? Вот бы узнать!

Саша, как потомственный Миклухомаклай забрался на гору и даже не брякнул. Потом только чуточку поныл, когда вода в ботинках стала превращаться в лед.

Походная кружка-вывертушка - Рустам подарил на позапрошлый день рождения. Где она только с тех пор не побывала!


Вот видно Нижнее плато и вдали - Симферопольское водохранилище. Трубы ГРЭСа дымят, а левее - мой дом. Чего только не видно с Че - и Алушту с Симферополем, и Бахчисарай с Новым Светом, и Евпаторию. Ее, правда, только в бинокль - на самом горизонте, у кромки моря, в ясную погоду, но - можно. А до нее километров 150. Когда я с евпаторийской набережной разглядела абрис Че, была очень удивлена. Но таков крымский ландшафт: отсюда и до самой Евпатории - сплошная игра на понижение.

С высоты 1200 я прыгала с парашютом. Сейчас мы стоим выше на 300 с лишним метров.

Мечтаю подняться сюда с хорошей дальнобойной оптикой, подгадать с погодой и сделать хорошие снимки дальних далей.

А вон вдалеке - Эклизи-бурун, Церковный мыс. Я бы лучше туда пошла, если бы не такие короткие зимние дни.
В этот день Че был многолюден, как детский парк. На Ангаре то и дело встречались нам люди, все приветливо здоровались и поздравляли с Рождеством.

Сашкина первая в жизни вершина). Как он мужественно пел Высоцкого, пока лез по самым подъемистым подемам! Даже один крошечный скальный участочек пролез - недаром дед все лето возил его на скалодром).

Хоть снег - рыхлый, талый, тонкий, а всё одно можно в нем поваляться!
Бабуган-яйлу называют кухней крымской погоды. И сегодня в ней варилось что-то замечательное!


А когда показалось солнце, появились краски в совершенно серокоричневом мире.



Вон за демерджи видно Носорога, гору Сокол в Новом свете и мыс туманный Меганом!)



Вот оне, веточки можжевеловые! (с)

Далианский сюжет и елки в треугольных платьях.



На Буковой нас ждало натуральное буржуинство! Ананасы! Котлетки по-киевски! Селедка под шубой!
И...
ГЛИНТВЕЙНЧЕГ!!!!

Чтобы сварить его, пришел огненный дракон)

Ощим, да здравствует Снайпер! Жаль, что его день рождения не отмечается каждый месяц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий