вторник, 6 декабря 2011 г.

Симферополь - вовсе не дрянной городишко или Наш ответ Грибоедову

Каждое утро я иду на работу по улице Грибоедова.
Весьма тепло отношусь к классику. И когда прохожу мимо памятной доски на проспекте Кирова - (здесь в 1825-м - Пушкин еще как был жив! - в новенькой гостинице "Афинская" останавливался мучимый почитателями его тезка Грибоедов) - думаю о нем. Смотришь на памятную доску на стене, и так и лезет в голову целый сонм цитат, целое семантическое облако влетает в одно ухо и вылетает из другого, как рой фей: служитьбырадприслуживатьсятошнокакскороночьминуланамдымотечестваисладокиприятен!!!!

И думается: здорово и странно, вот за этими самыми стенами жил тот самый удивительный человек с острым взглядом и умом...

Я не знала, как Грибоедов отозвался о Симферополе. Фраза про "дрянной городишко" встретилась мне недавно в заметке Натальи Якимовой в Первой Крымской. Я нашла в сети и прочла целиком письмо, в котором эта фраза звучала.
Да, не понравилось у нас Александру Сергеевичу. Ни люди, ни город.

Не знаю, что меня зацепило в этой его фразе - такое однозначное суждение уважаемого мною классика или то, что эту фразу я очень часто слышу от приезжих современников. Даже от крымчан. Мол, "вот Керчь - да! - город-герой, каменоломни Аджимушкая, древний Пантикапей... Или Севаст - город русской славы! Древний Херсонес, колыбель православия. Вот Евпатория - Керкинитида - городу 2500 лет... Вот, вот, вот!!!... А Симфер - так, город пользы, город собиратель. Что в нем интересного?! Ни-че-го. Да и сам Грибоедов назвал его дрянным городишком!)) Серенькие домишки, спальные районишки, грязь, сор. Центр города - размером с пятак, а до окраин - два шага. Полгорода занимают тюрьма и промзона. Да, здесь красивая местность))) Но город надо пустить под бульдозер и поверх выровненной поверхности построить аксеновский город-сад! блаблабла!!!
Подумаешь, что люди жили на этой земле со времен палеолита, что в пещере Чокурча неандертальцы жгли свои костры и делили добычу. Подумаешь, столица скифского царства на холмах за телевышкой! Ак-Мечеть! Тоже мне. Симферополь - не город, а перекресток. Поэтому, мол, его любить - нельзя".

И вот, идя каждое утро по улице Грибоедова на работу, я вспоминаю Александра Сергеевича и начинаю мысленно спорить с ним. Вот Пушкин - был непредвзят. Никакие губернские назойливые визитеры не могли его заставить не видеть красоту там, где она есть. И он видел - Салгир, свет, ощущение, ясные, как радость, небеса. Понятно вам, мосье Грибоедоф? Короче, дуэль! Хоть я и девица, а стреляю хорошо.:)

Для меня Симферополь никогда не был дрянным городишком. Он всегда хранил дух этой необыкновеннейшей местности - сердцевина острова, с двух сторон омываемого морями, а с третьей - пересоленным Сивашом и лишь тонкой нитью земной плоти пришитый к материку.

Как кто-то когда-то сказал, здесь витает дух необыкновенный - изысканной провинциальности. (В этом месте симфоненавистники традиционно разражаются гомерическим хохотом)) Не сразу он дает почувствовать себя, этот дух. Он посещает только неторопливых и внимательных.

Екатерининский, губернский, уездный, весь каменный городок. Ни одного деревянного дома вы тут не найдете, или кирпичного - какими вся, соседняя теперь уже, родная Россия уставлена. Желтый ракушечник, серый бут, белый инкерманский камень, который на ярком летнем солнце блестит, как сахар, до рези в глазах. Мешанина культур - во всем, дома - то ли украинские хаты, то ли татарские, на мужскую и женскую половину разделенные домики... Палисадники по-восточному спрятаны вглубь дворов, дома стоят к улице спиной, защищая и тая нежное нутро двориков с кустами сирени, со свежим бельем на веревках, со звонкой детской возней.
В нашем городе - всё близко, даже окраины.

Я, в силу своего невежества, не смею пыжиться неким псевдоисторическим дискурсом. Просто расскажу вам про мой Симферополь. Ясно, у каждого, кто любит его, он свой.
Здесь, ниже, многие снимки - любительские, безыскусные. Я не пытаюсь доказать вам, что мой родной город краше Питера или Сиднея. Я покажу, почему люблю его. Даже серые многоножки многоэтажек. Даже грязные улицы. А больше всего - его землю и воздух. Его почти 45-й градус широты - золотая середина между полюсом и экватором.

Столько света не видела я ни в одном городе - ни Крыма, ни мира. Он начинается еще до рассвета и не гаснет до конца никогда.
Солнце выходит из-за гор. Сначала все наполняется нежным румяным светом. А в долине лежит туман.

Потом на край города, как на тарелку, вкатывается солнце.
Фото Анны Ковальчук и Юрия Туманова.
(Зимние рассветы - это целый взрыв красок, костер над Демерджи



А на вершинах - розовый снег) 



Это из окна нашей кухни видно первый за сутки восход)

А горы над городом часто прячутся в уютное одеяло.
Здесь даже окраины хранят необыкновенные сюрпризы - кто бывал только в центре, не знает, какое чувство полета охватывает на городских высотах, откуда видимость на 50 километров вокруг. И наш двор, в котором мы играли в детстве, глядя на проносящиеся поезда, из окна поезда выглядит б е г л о)))
При первой встрече - года в три - эта башня была моим маленьким частным кремлем). С красной звездой.
Фото Максима Голованя.
Вот он, вокзал, несгораемый ящик разлук МОИХ - встреч и разлук.) И фонтан, в котором каменные голуби  все время превращаются в живых и улетают.
Фото Максима Голованя.

Перезалитый солнцем с первого шага город. В каждую сторону - куда ни поедь - море.
Фото Максима Голованя.

На восток - молочно-пастельный, разбеленный, летный Коктебель, Феодосия с Мандельштамом и Грином и ракушечным пляжем, жестковыйная Керчь.
На юг - море цвета чистого бутылочного стекла, горчицы и первых советских джинсов, потные пальмы, кактусы на газонах, орущие краски субтропиков.
На запад - рыжие и белые берега Тарханкута, куда целый день катится солнце.
Выбирай - хоть каждый день новый мир.
Симферополь - город-ВЫбиратель.)

И улицы уводят в другой прекрасный Крым - Севастопольская, Ялтинская, Феодоссийское шоссе, Евпаторийское... И каждая окраина - окрашена в свои неповторимые оттенки. Восток - обрамлен абрисом Демерджи Долгоруковской яйлы, гребешка плато Тырке, из-за которого зимой встает солнце. Здесь все бугрится предгорьями, здесь уютнее всего утром.
Юг - увенчан Чатырдагом, залит светом.
Западные окраины загнуты кверху, как края миски. Отсюда  до самого моря холмы полого сходят на нет с 300-метровых симферопольских высот.
Северо-восток - дорога на Феодосию и Керчь, темный край города, зато с видом на светлый юг.
Фото Светланы Борисовской.

В центре города небо начинается прямо у крыш домов.


А какие за всем этим фасадом таятся дворики...
Фото Светланы Борисовской.




Фото Максима Голованя.








Но сердце города - где-то здесь, чуть левее центра...




Как пряник!
Фото Петра и Ольги Кравчук


Неаполь Скифский.
Фото Максима Голованя.

Это место в детстве мы называли Монгольская степь. Из-за песни Наутилуса, конечно, а не из-за географическиго кретинизма))


Фото Максима Голованя.
Фото Максима Голованя.


Петровка, скалолазный рай. Как я тут висела на ребре, сорвавшись с 4а... Болталась на веревке)
Фото Светланы Борисовской.

Влажная тихая весна, дружное цветение, сладкий воздух.

Вечнозеленое дитё - Салгир. Не стареет, не замерзает, никакой величавости, седой старины. Если Днепр - "старик-река", то наш - так, босота. Не нажил серьезности.
Но когда в горах тают снега, или поднимают на Симферопольском море плотину - мигом сходит с ума и лезет через собственный край. Где-то я читала, что в эпоху палеолита он был раз в тысячу шире себя теперешнего.
Фото Максима Голованя.


Пруды в Гагаринском парке.
Фото Светланы Борисовской.


Почти весь Салгир в границах Симферополя - это такой ручей-в-парке среди цветов.
Фото Анны Ковальчук и Юрия Туманова.

А осенью и в начале зимы - он рыжий, мокрый, зеркальный. Где у Китса варится крепкий грог?) Где глинвейн вечерами в окружении книг? Где прекрасногулкие прогулки, стук шагов?
Фото Светланы Борисовской.
Лучший в мире город для осени, бесед и прогулок.
Фото Светланы Борисовской.



Если долго идти вдоль реки на восток, придешь к плотине, за которой Симферопольское море, и над ним - Чатырдаг.


Это место называется "Квадрат". Если солнечные лучи не просвечивают воду, кажется, что Квадрат - БЕЗДНА!!!)




А вот снова окраина - чуть южнее. Это Левадки. Ну разве не тянет летать? 
И отсюда видно Чатырдаг, как почти отовсюду в городе. И не только в нашем. Его видно из Алушты, с Феодоссийской трассы и даже с набережной Евпатории). Ну и выехав из Севастополя, тоже видишь его.

А теперь - моё любимое - полетели!!!







Здорово?!



А потом - домой.


Солнце падает за Тарханкут и море на западе золотится - с нашей горы его видно на закате...
Но на этом снимке золотящейся воды не видно уже - на море дымка. До моря от нас в эту сторону 30 км.
Второй восход за сутки виден из окна нашей кухни 

Чатырдаг.



Наступают фиалковые сумерки.
Фото Марины Резниковой.
Ночь, и вечные два окна в совмине. Кажется, это кабинет председателя, если не путаю ничего))
Фото Кирилла и Екатерины Стельмах.

Теперь можно поехать в старый добрый центр, побродить и поужинать...
Фото Кирилла и Екатерины Стельмах.

... И думать, что 9/10 жителей Евразии всё бы отдали, чтобы жить здесь))) в удивительном городе, подобных которому нет нигде на свете.
Сердечное спасибо, ребята, всем вам, кто откликнулся и предоставил свои фотоснимки для моего поста - спасибо, что вы любите его - мой родной и любимый город и готовы делиться своим видением и своим теплом.
Ваш druj

6 комментариев:

  1. Алла, это же просто замечательно! Я с таким удовольствием все разглядывала, а фотку с НАШЕЙ горы даже себе сохранила.
    Я всегда любила Симф и мне было пофиг, что про него говорят другие.

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, ты не одна, кто признается в любви к родному городу на страницах блогосферы. Вот тебе интересный постик про ЕКБ: http://sinitca.blogspot.com/2011/12/blog-post_04.html

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Я живу здесь. Я хожу по этим же улицам. Я вижу то, что видите Вы. Я люблю этот Город!

    ОтветитьУдалить
  4. Хороший пост, атмосферный. Молодец, Алла)

    ОтветитьУдалить
  5. Лучший в мире город для осени, бесед и прогулок (с) - вот это очень точно!

    ОтветитьУдалить