вторник, 14 февраля 2012 г.

Землетрясение мозга [РЕДКИЕ ФОТО]

Вчера приходит в наш кабинет Ира из рекламы, и говорит:
Ира: - А что, девочки, говорят, завтра в 4 часа 5 минут утра в Крыму у нас будет жуткое землетрясение?
Мы: Оооооооооооооооооооо!!! Да не бу... Да ты не волну... Бубубу... Да нельзя предсказать даже год, не то что часы и минуты, нет таких прогнозов!!!
И так каждую весну. КАЖДУЮ!
Охохо, уж седьмой год я пишу про землетрясы в разных изданьях, всё с той же целью - успокоить.

Успокойся, говорим, Ир, и девочек успокой. мы тебе один секрет раскроем (мы его повторяем каждую весну всем боящимся землетрясения, но Ира, Надя и Лена приходят всякий раз, как в сети всплывает очередная гамнопугачка).
Этот секрет нам раскрыла одна очень авторитеная, интеллигентнейшая и замечательная женщина-ученый, которую я очень уважаю. Обычно она спокойно и хладнокровно борется с ежегодными весенними обострениями у психов, имеющих выход в интернет и не дающих покоя Ире, Наде и Лене. И многим другим нормальным людям. Она монотонно повторяет, что НЕБЫВАЕТТАКИХПРОГНОЗОВ. Но. Однажды она, видимо устав от монотонности, как боксерская теща "ну и раскрылась" и устало, закрыв микрофон прямого эфира рукой, сказала тихим голосом (с тем неповторимым привкусом, когда интеллигентная женщина вворачивает крепкое словцо) :
Девочки, не бойтесь землетрясения! Никогда! Если е..нет - мы и испугаться не успеем, как все рухнет в кашу. А если вы видите, что дом качается - это длиноволновые колебания, они ничего не разрушат. Так что бояться - бесполезно.

С тех пор, как она это сказала, я не боюсь землетрясений.

А однажды, когда мой дом раскачивался, как придурочный, я бежала вниз с пятого этажа, точно помня, что лифтом пользоваться нельзя, и с криком "Давай, дед, мы еще спасемся!" перепрыгнула ЧЕРЕЗ соседа с третьего этажа, который спускался на костылях). Мне было 13 лет. Чего я испугалась?


Просто был 1990 год, только два года прошло со знаменитого землетрясения в Армении. И мы все тогда боялись. А у меня - повышенная сейсмочувствительность. Такой, видимо, чуткий вестибюлярный аппарат. Я даже слабы подземные толчки чувствую гипертрофированно.
Тогда, в 1990, весь наш микрорайон в панике вычесал из домов (а дома наши - на краю высокого плато) и пошли в поле (сейчас на его месте - поселок). И в поле торчали до утра - было страшно вернуться в дома, которые так, оказывается, умеют раскачиваться и гнуться. И у всех перед глазами были кадры спитакской трагедии.
В прошлом году я случайно нашла в сети дневники спитакских спасателей-добровольцев. http://www.offtop.ru/vertlib/view.php?only=&part=9&t=75542
Альпинисты-горолазы, узнав о толчках, просто взяли билеты и помчались в Армению. Просто потому, что был у них опыт работы на завалах. Нормальные советские парни. Они раскапывали проспект Шота Руставели, а через пару недель, когда хоть немного разгребли, к ним стали поступать "заказы" - подняться в многоэтажки, сильно поврежденные, но не рухнувшие - с помощью альпинистского снаряжения - и спустить на землю богатства - ковры, мебеля, ценности...
Читала всю ночь, слезы наворачивались. Дневники - искренние и безыскусные - исповедь людей, которым нужно высказать всё это из себя. В селях самосохранения.
А ведь в последних классах школы я мечтала быть психологом МЧС) Мда, та еще, наверное, работенка.
Так вот, среди прочих эмоций, спасатели эти в дневниках своих запечатлели свою злобу и скрежет зубовный на... строителей. На заводы ЖБИ, ЖБК и прочие организации, выпускавшие железо-бетонные конструкции и изделия. Потому, что эти суки украли из бетона весь цемент. И здания, состоявшие в основном из песка, рассыпались вовсе не "как карточные домики". Нет. Они рассыпались в труху. В прах.
Папа моей подруги работал на таком предприятии. Однажды при нем у нас зашел разговор о шкале Рихтера. И папа подруги сказал, что весь наш район - халтура та еще. Что-то говорил о нарушенных СНиПах, и еще о чем-то. Что люди - суки, воровали цемент тоннами, строили дачки, домики, и не хотели думать, что целые микрорайоны из-за них, тварей, построены из песка. А потом выпил водки.
Поэтому в 1997-м, когда я увидела, что несущая стена вдруг стала наклоняться на меня, а шторы - отвисать под странным углом, а люстра стала воображать себя маятником, сердце у меня рухнуло в пятки. Дом не трясся мелкой дрожью - он просто плыл на крупной волне, словно был не из арматуры и бетона, а из пластилина. Слава Богу, дома был Юрий Дмитриевич. Одним спокойным взглядом он пресек мою паническую попытку немедленно бежть на улицу, перепрыгивая ветеранов ВОВ с ребенком в одной руке и документами в другой.
Трясясь от ужаса, я вышла за ним на балкон и закуривая дрожащими руками сигарету, глядя, как качается наш дом, пыталась шутить:
"Представляешь, завтра тут - только высокие груды обломков, во дворе - палатки МЧС..."
Это были те самые "длинноволновые колебания").

А тогда, в 1990, я была дома одна. Это были жалкие 5-балльные толчки. Но все мы боялись, что это - только начало.
Выбежав во двор с ключом на веревочке в руке, я увидела дворничиху. Медлеено шаркая метлой в качающемся от землетрясения колодце девятиэтажного двора, она флегматично сказала мне (не принимая ничуть во внимание, что волосы от страха у меня стояли дыбом): А в Ялте только что кусок берега откололся - вместе с Ласточкиным генздом! И рухнул в море. Слышали по новостям?))))))) (По каким НОВОСТЯМ, дура???ТОлько что же тряхнуло! А этой - уже по космической связи "доложили" о несуществующих разрушениях в Ялте. Кстати, мобилок тогда еще не было).

В Крыму боятся землетрясений. Очень. Потому, что помнят. И про Спитак, и про 1927 год, когда кошмарило Ялту и все побережье. И про то, что сто лет не было - значит, пора). И все равно продолжают строить из песка, на песке, на оползнях, с нарушениями снипов, с превышениями этажности. Потому что знают: если ё..нет - мы и пукнуть не успеем, даже испугаться.

А остальное - длинноволновые колебания)))

ПЫСПЫС
А я начинаю нервничать, когда приходят сообщения, что тряхнуло Турцию... Потом - в 30 километрах от Севаста... потом - в Керченском проливе... потом у самого ЮБК под боком... Словно кошмар приближается гигантскими шагами. А еще - истерия про зону Вранча, а еще про какие-то "очаги напряжения"... И тоже думаю: а вдруг?!?!? И пишу на сайт уж слишком паниковатую заметку типа "Из Турции в Крым "шагает" землетрясение".) Которая тут же собирает громадное количество заходов таких же боящихся авдруга граждан. И снова в редакцию приходит Ира из рекламы (Лена, Надя), и говорит: - Алл, ну вот же у нас на сайте про землетрясение! Что, сложу-ка я все документы в пакет у входной двери...

и еще немного фото:
Это моя вторая, более фривольная заметка о землетрясах. Первая была в КП


Эти фоты дали нам крымские сейсмологи. Крайнее справа - Ласточкино гнездо.

Так Зощенко описывал ялтинское землетрясение 1927 года. Особенно потрясло меня слово "поколбасился" - я думала, оно совсем недавно появилось, а тут - у Зощенко...

3 комментария:

  1. Ал, да это ведь у тебя прямо колонка "Я и город" получилась!)))

    ОтветитьУдалить
  2. Блин. Вот если бы нас не читало такое количество знакомых людей, я б тебе ОТВЕТИЛА!)))
    А так - только за рюмкой виски!

    ОтветитьУдалить