среда, 22 февраля 2012 г.

Райкин, Мандельштам и быдло

Вчера мы с Виталиком ходили на Райкина. На Райкина многие ктопостарши хотели пойти. И мы как-то в последний момент сорвались и пошли.


Это был один из тех редких случаев, когда нас не допустили к телу (в последний раз от нас отлягался Дюжев, покрашенный в жуткий рыжий цвет и певший с Гвердцители). Не допустили, хотя Виталик традиционно пер напролом, грозно выкрикивая "Комсомолка!" и это звучало, как "откройте, НКВД!").
Виталик огорчился (на улице холодно и очень сыро, техника весит добрую тонну, а съемку в зале запретили на любых условиях). Виталик хлебнул коньячку из фляжки - ровно один командирский глоток и предложил в ожидании начала представления возлечь на рояле))). Мы нахально облокотились на черный рояль в фойе с видом на вечерний совмин и Виталик рассказывал мне городские сплетни, а я думала, что ведь это наше с ним последнее дело Холмса...
 А потом



Мы рассудили, что раз уж так сложилось, пойдем просто посмотрим Райкина. Билеты, если повар нам не врет, 450-500 грн., медленно но верно собирался полный зал - на афишах 100-летие со дня рождения Райкина-отца и мы ждали сами не знамо какого чудеса.

Но Виталик со знанием дела сказал: "Вот увидишь, черная сцена, черный костюм - вот его эстетика".
Ощим, мы не удивились, когда на черную сцену Райкин вышел в черном фраке.
В зале было прохладненько. Первые ряды сидели в шубах из разноцветных норок. В гардероб сдались только моржи. Райкин поиронизировал и посочувствовал одновременно.
Виталик еще сделал последнюю попытку снять без вспышки телевиком, но оно того не стоило.

Райкин жестикулировал так, что Валдису Пельшу и не снилось. Я бы сняла его на долгой выдержке) в облаке собственных рук.
Райкин два часа стоял на сцене. Я знаю, что стоять на ногах, практически не сходя с места два часа - даже в 35 - это начинает болеть спина, потом пятки, потом верхняя половина организма начинает проседать в нижнюю) Райкину больше 35-ти, мне было его немножко жалко. Ну, артист, понятно - человек тренированный.
Райкин мне понравился и не понравился одновременно (проклятая амбивалентность!).

Понравился тем, что держал внимание и интерес зала один все два часа безо всяких подручных средств. Собственно, это был даже не творческий вечер, и не бенефис, - это был монолог, который строжайше запретили прерывать - антрактом, фотовспышкой, букетом... Но монолог настоящего артиста, работающего на совесть.

Не понравился тем, что рефлексировал над структурой своего монолога. Всю первую часть он смешил зал историями своего детства и поступления в Щуку. Потом рассказал, как в Новосибирском театре в волосатые годы (в этом месте Виталик, который в те самые годы там работал, заерзал)) давал по 35 аншлагов в неделю - "чтобы заработать" и зарабатывал больше министра культуры - вот как сейчас - смокинг, микрофон - примерно тоже самое. Следом рассказал, что после веселой части всегда следовала серьезная, чтобы "овладев вниманием зрителей, незаметно для них втащить их в настоящее искусство". (Шубы заерзали, почуяв недоброе). Виталик пошел домой. Потом Райкин читал стихи. Хорошо читал стихи цеоый час. Давида Самойлова, Рубцова, моего любимого Заболоцкого, (но Ночной сад не прочел(((), Пушкина наконец. И Мандельштама. Хорошо послушать, когда настоящий артист, какого в провинции встретишь не часто, хорошо читает тебе хорошие стихи. Бессонница, Гомер, тугие паруса, я список кораблей прочел до середины.

Но вот эта рефлексия убила всё.

У меня стало фонить противное, как начинающаяся зубная боль, чувство, что он приехал на нас подзаработать. Как тогда в Новосибирске. "На актерскую зарплату нормально не проживешь!" Да ну Бог с ним, это нормально - подзаработать. Но заявить, типа, вот я вас размял, а теперь вникайте в поэзию - где вы и где поэзия (с)! Райкин, Мандельштам и быдло. Райкин кидает нам Мандельштама, чтобы разбудить наши темные провинциальные, поэзию давно забывшие души, и рефлексирует - мол, если кто не понял суть моего выступления - посмотрим с изнанки, в разрезе.

Он хорошо читал и смешно рассказывал. 500 гривен - не деньги - примерно 60 баксов. Четверть средней зарплаты в городе. Неделю можно жить семье из 4-х человек. В театре было холодно и висел слабый прекрасный дух - смешавшиеся запахи разных хороших духов.
Мандельштам, Заболоцкий, Рубцов. Зрители выходили, счастливо смеясь. Никто не швырял с досадой билеты оземь. Но осадочек остался. Мне казалось, ну чего он с нами так? Да любого в зале подними, как школьника на уроке, и он сам тебе Манделя-то процитирует, или Рубцова, или Пушкина, или Бродского, а то и Кибирова с Чичибабиным. А то и Андрея нашего Полякова). Ишь, попустил нас!

Выхожу на проспект, воздух наполнен водой, а у меня ботиночки на тонкой подошве, ну вы в курсе... Маршруток - НЕТ. Ни одной. Трясусь крупной дрожью. На удачу набираю Дюка - его магазин в двух шагах и в это самое время он обычно едет с работы домой. И он оказывается на соседней улице. Бегу через площадь дрожащим галопом, запрытигаю в Кошак, а там ГЕНА!!! Наш Гена с Чукотки! До самого дома Гены все меня расспрашивали, как мне Райкин, а я рассказывала, как. Как-как? Райкин-Мандельштам-быдло!

И тут Гена говорит вдруг:
-Алл, но ведь мы и есть - быдло.
Я осеклась и подумала, а может, правда? Может, все правильно? Может именно так и надо "деньги зарабатывать"? А не рекламировать гамнотовары и псевдолекарства, как некоторые в его возрасте очень маститые люди и большие артисты. А почитать людям Пушкина - это же шок. Катарсис!))

Ощим, кончилось всё как всегда весело. Мы от дома Гены развернулись и поехали смотреть футбол - все же Челси - почти чукотская наша команда)). Выпили по рюмашке за встречу. Челси продулось в хлам. Гена курил электронные сигареты, пуская пар и иногда даже стряхивая в стерильную пепельницу несуществующий пепел)))
Мы, как всегда что-то заумное понесли о международном положении, о причинах кризиса в Греции, и пошло и поехало. Потом мы дальше поехали, поехали, поехали, и оказалось, что у нас в Кошаке кончился бензин. Ощим, разъехались на такси))))

Бассоннице, гумал, шугие пелося...
И трудно плыть, а звезды всюду те же.

2 комментария:

  1. замечательно

    ОтветитьУдалить
  2. Кто здесь?!)
    (Пожалуйста, дорогие гости, подписывайтесь - интересно же, кто что говорит))

    ОтветитьУдалить